ТЕМА 7
Репетиции
Репетиционный период — ключевая стадия подготовки спектакля, когда авторский замысел воплощается через все театральные элементы: свет, звук, декорации, костюмы, грим, реквизит. Продюсер в это время отвечает за организацию процесса как «сборки» спектакля, объединяя творческие и технические службы, контролируя сроки, бюджет и качество.

Репетиции неразрывно связаны с производством: изготовлением оформления, подготовкой партитур, внедрением эффектов. От слаженности этих процессов зависит художественный уровень, техническая состоятельность и общий успех проекта.

»
Тексты

»
7-1. Планирование и организация репетиций
Репетиционный процесс является центральным этапом подготовки спектакля, когда происходит раскрытие авторского замысла и его воплощение с помощью всего комплекса театральных средств: актёрской игры, света, звука, декораций, костюмов, грима, реквизита и других элементов постановки. Руководит репетициями режиссёр-постановщик спектакля при участии ассистентов, которые обеспечивают организацию процесса и контроль за точным выполнением его указаний.

Главная задача режиссёра-постановщика и исполнителей в репетиционный период — достижение целостности спектакля, выразительное раскрытие идейного содержания драматургического произведения, создание образов и нахождение художественных решений, обеспечивающих единство постановки по форме и содержанию.

Помощник режиссёра выполняет важнейшую функцию документирования: в ходе репетиций он фиксирует в режиссёрском экземпляре пьесы последовательность будущего спектакля — выходы и уходы актёров, перестановки декораций, включение звуковой фонограммы и световых эффектов, хронометраж отдельных сцен и спектакля в целом, переодевания актёров и необходимый реквизит. Режиссёрский экземпляр пьесы становится рабочей основой для организационной подготовки спектакля, координации и контроля деятельности всех театральных цехов.

Организация репетиций требует чёткой координации. Актёры обязаны не только регулярно присутствовать на репетициях, но и в соответствии с утверждённым графиком своевременно осваивать текст, пластику, танцевальные номера, вокальные партии и другие элементы. Репетиционный процесс должен развиваться поступательно, без срывов и задержек. Одновременно с репетициями осуществляется изготовление элементов художественного оформления спектакля. На ранних стадиях работа может вестись без готовых декораций и костюмов, однако на поздних этапах их отсутствие делает репетиции невозможными.

График репетиций составляется режиссёром-постановщиком и согласовывается с заведующим труппой, который отвечает за явку актёров, статистов, массовки, оркестрантов, хора и балета. Одновременно сценограф и художник по костюмам взаимодействуют с заведующим художественно-постановочной частью, контролирующим изготовление и монтаж декораций, бутафории, реквизита, пошив костюмов, подготовку грима, а также постановку световых и шумовых эффектов.

Заведующий музыкальной частью организует запись музыкальной партитуры спектакля, работая в тесном контакте с композитором, дирижёром, актёрами и техническими службами. Включение партитуры в ткань спектакля требует постоянного взаимодействия с постановочной частью и радиоцехом, отвечающим за воспроизведение фонограммы во время показа.

Таким образом, репетиции представляют собой сложный комплексный процесс, в котором художественная работа режиссёра с актёрами неразрывно связана с деятельностью художественно-постановочных, музыкальных и технических подразделений театра. Эффективная организация репетиций позволяет обеспечить единство художественного замысла и производственной подготовки спектакля, гарантируя выпуск постановки в срок, в рамках бюджета и на высоком художественном уровне.

О специфике работы театральных цехов в производственном процессе спектакля речь пойдёт в следующей главе.
7-2. Виды репетиций
Репетиционный процесс включает несколько последовательных видов репетиций, каждая из которых выполняет свою функцию и решает специфические художественные и организационные задачи. В драматических театрах традиционно выделяют застольные репетиции, репетиции в «выгородке», сценические, прогонные и генеральные репетиции. В музыкальных театрах дополнительно практикуются оркестровые, концертмейстерские (сольные и ансамблевые), хоровые, хореографические и иные специализированные репетиции.

1. Застольные репетиции.
Репетиционный процесс, как правило, начинается с застольного периода. В этот этап входит первая читка пьесы по ролям; уточнение и согласование текста (включая сокращения, перестановки и изменения); создание сценического варианта пьесы. Здесь же проходят беседы режиссёра-постановщика с актёрами и другими участниками творческой группы о замысле спектакля, анализ драматургического произведения, выявление его идейного и смыслового содержания, определение конфликтов и характеров. Именно застольные репетиции формируют фундамент будущего спектакля.

2. Репетиции в «выгородке».
Следующий этап связан с переходом в репетиционный зал, где условно намечается сценическое пространство с помощью вспомогательных средств — мебели, кубов, подручных конструкций. Здесь разрабатываются мизансцены, пластика персонажей, уточняются их характеры и взаимоотношения. На этом этапе часто используется этюдный метод — импровизации на темы пьесы, позволяющие актёрам глубже понять образы.
В этот период актёры постепенно осваивают текст и стремятся к свободе его исполнения при последующем переходе на сцену. Несмотря на отсутствие костюмов, актёрам могут предоставляться отдельные элементы одежды или реквизита для поиска пластических решений. Параллельно назначаются танцевальные, вокальные и пластические репетиции, проводимые балетмейстерами, музыкальными руководителями и педагогами по сценическому движению.

3. Репетиции на сцене.
Переход к сценическим репетициям осуществляется после частичной готовности декораций и технического оформления. Здесь актёры впервые сталкиваются с реальными масштабами сцены, что требует адаптации найденных ранее мизансцен и пластики. Постепенно спектакль «обрастает» материальными элементами — декорациями, костюмами, реквизитом, световым и звуковым оформлением.

4. Прогоны.
Прогонные репетиции знаменуют заключительный этап репетиционного периода. На этом этапе спектакль собирается в единое целое: актёры играют в костюмах, при соответствующем освещении и с использованием всех сценических эффектов. Задача режиссёра-постановщика на прогоне — оценить цельное впечатление от спектакля, поэтому он редко прерывает ход сцен; замечания актёрам, как правило, даются после завершения прогона.

5. Генеральные репетиции.
Непосредственно перед премьерой проводятся генеральные репетиции, максимально приближенные к условиям публичного показа. Они проходят в полном гриме, костюмах, с полным световым, музыкальным, шумовым и сценическим оформлением. Генеральные репетиции позволяют проверить слаженность всех элементов спектакля в реальном темпе и часто проходят в присутствии зрителей, что даёт постановочной группе возможность впервые оценить реакцию публики.

Значение видов репетиций.
Каждый из перечисленных видов репетиций имеет собственные задачи и последовательность, но все они образуют единую систему, обеспечивающую качественную подготовку спектакля. Поступательное развитие — от анализа пьесы за столом до генеральных репетиций на сцене — позволяет добиться целостного художественного результата и гарантировать успешный выпуск постановки.
7-3. Техническо-постановочные репетиции
Техническо-постановочные репетиции являются неотъемлемой частью репетиционного процесса и проходят параллельно с актёрскими сценическими репетициями. Их цель — окончательная отработка технической стороны спектакля, согласование работы всех художественно-постановочных цехов и создание монтировочных и световых партитур постановки.

Монтировочные репетиции.
В ходе монтировочных репетиций осуществляется сборка декораций по актам в соответствии с авторскими эскизами и техническим макетом. Проверяются узлы соединений на прочность, безопасность и скорость монтажа и демонтажа. Особое внимание уделяется разработке и отработке перемен картин спектакля: определяются средства и приёмы для быстрой смены декораций, уточняется размещение предметов оформления на сцене.
На этом этапе проверяются механизмы, обеспечивающие сценические эффекты, оценивается художественное освещение декораций и сценического пространства. Постепенно составляется партитура проведения спектакля — детальный план перестановок по их порядку и времени исполнения. Обязательной частью монтировочных репетиций является проверка сценического изображения из зрительного зала («просмотры»).
Заключительные монтировочные репетиции проводятся с участием актёров в костюмах и гриме, что позволяет совместить художественную и техническую составляющие спектакля.

Световые репетиции.
Световые репетиции направлены на создание светоцветовой концепции спектакля и разработку световой партитуры. В этот период составляется план развески дополнительной аппаратуры, подбираются и готовятся световые фильтры, осуществляется направка и фокусировка приборов, производится фильтровка света в соответствии с замыслом постановщика.
Световое оформление выстраивается по актам, включая световые картины и переходы между ними. Первоначально формируется предварительная партитура спектакля без участия актёров, затем проводится окончательная установка света и утверждается итоговая партитура в процессе работы с актёрами в сценических условиях.

Значение техническо-постановочных репетиций.
Этот вид репетиций обеспечивает синхронизацию творческого и технического процессов, позволяет достичь точности исполнения всех технических операций и согласовать работу постановочных цехов с художественной частью спектакля. Их результатом становится создание полной монтировочной и световой партитур, которые являются обязательной частью паспорта спектакля и служат практическим руководством при показах и гастролях.
7-4. Продолжительность репетиций
Продолжительность репетиционного периода зависит от целого ряда факторов: жанра и постановочной сложности спектакля, творческой загруженности актёров, параллельно ведущихся проектов, индивидуальной манеры работы режиссёра-постановщика и организационных условий театра.

В драматическом театре средняя продолжительность репетиционного периода составляет 2–3 месяца. В отдельных случаях этот срок может увеличиваться до полугода и более, что связано либо с особенностями художественного замысла, либо с объективными трудностями производственного процесса.

Не существует прямой зависимости между количеством репетиций и художественным уровнем спектакля. Увеличение продолжительности может, с одной стороны, способствовать более глубокой проработке характеров, укреплению ансамбля, развитию психологической и пластической линии действия. С другой стороны, чрезмерное затягивание репетиционного процесса нередко приводит к «выгоранию» актёров: при сохранении внешней формы исполнения спектакль утрачивает эмоциональную насыщенность и живую энергию сценического действия.

Таким образом, оптимальная продолжительность репетиций должна определяться балансом художественных и организационных факторов, обеспечивая достаточное время для творческой работы, но избегая избыточных задержек, снижающих эффективность подготовки спектакля.

»
Термины
РЕПЕТИЦИЯ
(от лат. repetitio – повторение), основная форма подготовки спектакля, предусматривающая чтения и обсуждения пьесы, ее многократное исполнение по отдельным сценам, актам и всей в целом.
ЗАСТОЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ
первый этап репетиционного процесса, включающий в себя первую читку пьесы по ролям; уточнение реплик; беседы режиссера-постановщика с исполнителями о замысле будущего спектакля; действенный и смысловой анализ драматургической основы и т.п.
РАЗВОДКА
(театр.) - распределение актеров, занятых в спектакле, по различным местам сценической площадки.
РЕПЕТИЦИЯ В ВЫГОРОДКЕ
репетиция в репетиционном зале, в котором места действия и будущие декорации обозначаются подручными вспомогательными средствами: стульями, выгородочными ширмами, переносными раздвижными загородками и др.
ЭТЮДНЫЙ МЕТОД
метод проведения репетиций, в основу которого положены импровизация (этюды) на темы пьесы или ее отдельных сцен.
ВОКАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ
репетиция, на которой репетиторы по вокалу ставят вокальные номера, входящие в спектакль.
ПЛАСТИЧЕСКАЯ РЕПЕТИЦИЯ
репетиция, на которой специалисты по сценическому движению ставят сценические бои, пантомимические номера.
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ
репетиция, на которой балетмейстеры ставят танцевальные номера спектакля.
МОНТИРОВОЧНАЯ РЕПЕТИЦИЯ
(от фр. monter – поднимать) - предварительная проверка всех элементов декорационного оформления спектакля.
ПРОГОН, ПРОГОННАЯ РЕПЕТИЦИЯ
проверочный просмотр спектакля или отдельной сцены, акта. Прогон предшествует генеральной репетиции.
ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ
последняя репетиция перед окончательным выпуском спектакля.

»
Контрольные вопросы
1. Назовите основные виды репетиций и их назначение.
2. Кто следит за дисциплиной?
3. Как долго продолжается репетиционный период?
4. Что такое этюдный метод?
5. Какая роль отводится продюсеру в репетиционный период?
Задание 13
План репетиций
Смотреть форму
Заполнить форму

»

»
Магистратура в ВШЭ
ПРОДЮСЕР ТЕАТРА
И ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ИСКУССТВ
2 года
25 платных мест
Очная форма обучения

Новый образовательный стандарт продюсеров!
Впервые в России два ведущих вуза соединяют творчество и бизнес в одном образовательном продукте ВШЭ + ГИТИС
https://t.me/s/hse_gitis/
Подробнее
Магистратура в ВШЭ
ПРОДЮСЕР В МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ
2 года
25 платных мест
Очная форма обучения

Новый образовательный стандарт продюсеров!
Впервые в России два ведущих вуза соединяют творчество и бизнес в одном образовательном продукте ВШЭ + ГНЕСИНКА
https://t.me/hse_gnesin
Подробнее
Контакты
Остались вопросы или хотите быть в курсе новостей?
Подписывайтесь на наши Telegram-каналы:
Пространство для студентов, начинающих и практикующих продюсеров театра и музыки – @producer_lab
Всё о смыслах, стратегиях и практике культурных трансформаций — в одном канале – @strategiclab