Репетиционный процесс является центральным этапом подготовки спектакля, когда происходит раскрытие авторского замысла и его воплощение с помощью всего комплекса театральных средств: актёрской игры, света, звука, декораций, костюмов, грима, реквизита и других элементов постановки. Руководит репетициями режиссёр-постановщик спектакля при участии ассистентов, которые обеспечивают организацию процесса и контроль за точным выполнением его указаний.
Главная задача режиссёра-постановщика и исполнителей в репетиционный период — достижение целостности спектакля, выразительное раскрытие идейного содержания драматургического произведения, создание образов и нахождение художественных решений, обеспечивающих единство постановки по форме и содержанию.
Помощник режиссёра выполняет важнейшую функцию документирования: в ходе репетиций он фиксирует в режиссёрском экземпляре пьесы последовательность будущего спектакля — выходы и уходы актёров, перестановки декораций, включение звуковой фонограммы и световых эффектов, хронометраж отдельных сцен и спектакля в целом, переодевания актёров и необходимый реквизит. Режиссёрский экземпляр пьесы становится рабочей основой для организационной подготовки спектакля, координации и контроля деятельности всех театральных цехов.
Организация репетиций требует чёткой координации. Актёры обязаны не только регулярно присутствовать на репетициях, но и в соответствии с утверждённым графиком своевременно осваивать текст, пластику, танцевальные номера, вокальные партии и другие элементы. Репетиционный процесс должен развиваться поступательно, без срывов и задержек. Одновременно с репетициями осуществляется изготовление элементов художественного оформления спектакля. На ранних стадиях работа может вестись без готовых декораций и костюмов, однако на поздних этапах их отсутствие делает репетиции невозможными.
График репетиций составляется режиссёром-постановщиком и согласовывается с заведующим труппой, который отвечает за явку актёров, статистов, массовки, оркестрантов, хора и балета. Одновременно сценограф и художник по костюмам взаимодействуют с заведующим художественно-постановочной частью, контролирующим изготовление и монтаж декораций, бутафории, реквизита, пошив костюмов, подготовку грима, а также постановку световых и шумовых эффектов.
Заведующий музыкальной частью организует запись музыкальной партитуры спектакля, работая в тесном контакте с композитором, дирижёром, актёрами и техническими службами. Включение партитуры в ткань спектакля требует постоянного взаимодействия с постановочной частью и радиоцехом, отвечающим за воспроизведение фонограммы во время показа.
Таким образом, репетиции представляют собой сложный комплексный процесс, в котором художественная работа режиссёра с актёрами неразрывно связана с деятельностью художественно-постановочных, музыкальных и технических подразделений театра. Эффективная организация репетиций позволяет обеспечить единство художественного замысла и производственной подготовки спектакля, гарантируя выпуск постановки в срок, в рамках бюджета и на высоком художественном уровне.
О специфике работы театральных цехов в производственном процессе спектакля речь пойдёт в следующей главе.