ТЕМА 3
Поиск и разработка идеи
Чтобы найти идею для будущего спектакля, продюсеру нужно иметь развернутое представление о зрительской аудитории, ее вкусах и предпочтениях. Поиск идеи спектакля и средств ее художественного воплощения – общая задача режиссера и продюсера, они в равной степени ответственны за результат. На самой ранней стадии их творческий союз должен найти художественные решения и стилистику будущего спектакля, определиться с масштабом театрального проекта, создать уникальность, которая привлечет публику.

»
Тексты

»
3-1. Разработка потребностей зрителя
Принято считать, что идею спектакля вынашивает режиссер и путем долгих размышлений, многолетних поисков и терзаний находит образ нового спектакля, который затем прорисовывается, детализируется в эскизах, партитурах и других бумагах. В действительности все значительно сложнее и разнообразнее. Над идеей будущего спектакля в равной степени размышляют и режиссер, и продюсер, причем каждый из них ищет свои смыслы и возможности в реализации нового художественного произведения. Продюсер думает о театральном проекте в целом, его реальном воплощении и достигаемых эффектах, тогда как режиссера увлекает и волнует главным образом его творческая составляющая, а также потенциальный отклик зрителя и сообщества.

Не следует думать, что продюсер может быть далек от творческой составляющей проекта. Тогда это плохой продюсер. Продюсер становится наравне с режиссером таким же творцом нового произведения, хотя и решает несколько иные задачи. Режиссер создает художественное произведение, продюсер «упаковывает» его в привлекательную для целевой аудитории форму, обеспечивает процесс его создания и затем доносит его до зрителя, обеспечивая продвижение и показ.

Может ли театр существовать без продюсера? Считается, что может и доказательством тому многолетняя история, когда театр существовал не только без продюсера, но также и без режиссера. Всему свое время. Появление продюсерского начала в творческом процессе является откликом театра на изменения внешней среды и условий, в которых он развивается.

Если театр начинается с вешалки, то новый спектакль начинается с критического анализа существующей театральной практики, а также с углублённого, развернутого представления о меняющихся вкусах и предпочтениях публики. При этом по-настоящему новые спектакли могут и должны формировать новые зрительские потребности, нежели чем следовать уже существующим. Именно на это направлен творческий поиск, направляемый и возглавляемый продюсером. И с этим уже невозможно не согласиться.

Талант продюсера заключается в том, насколько он сможет угадать положительное отношение зрителя к тому, чего еще не существует. Так появился иммерсивный театр и еще большое множество различных экспериментов, сформировавших и затем завоевавших своего зрителя. Продюсеры одними из первых идут в творческий поиск совместно с режиссерами и часто достигают в этом успеха.
3-2. Создание режиссерской экспликации
В современном театре важнейшие функции по созданию спектакля закреплены за режиссером. Режиссер (от франц. regisseur, от лат. rego – управляю) осуществляет постановку пьесы на сценической площадке, поэтому его часть называют режиссером-постановщиком или просто постановщиком. Режиссер, руководящий творческой работой всего театра (или театрального коллектива) именуется главным режиссером. Режиссер осуществляет весь комплекс работ по организации взаимосогласованных и скоординированных процессов творческой и технической подготовки спектакля.

Успех или неудача любого из компонентов спектакля определяются в первую очередь режиссером-постановщиком – основной движущей силой творческого процесса и главным соавтором продюсера. Исходя из этого понятно, что режиссер должен быть не только хорошим организатором, но и обладать широчайшей эрудицией и навыками практически всех театральных профессий - от актерского мастерства до технологического процесса изготовления декораций; от досконального знания технических возможностей звуковой, световой и монтировочной оснащенности театра до экономической грамотности; от виртуозного владения техникой общения и умения создавать благоприятную психологическую атмосферу в постановочном коллективе до практических навыков педагогической и научной деятельности, необходимых в изучении сценической истории выбранной пьесы и в работе с актерами и т.д. При подготовке и обучении режиссеров используется множество учебных дисциплин: мастерство режиссера и актера; сценическая речь; танец; сценическое движение; история театра, литературы, живописи, музыки, танца и других искусств; основы экономики и психологии; материальная часть театра и т. д.

Создание любого спектакля начинается с режиссерского прочтения пьесы и её творческой переработки, нового прочтения в интересах создания нового художественного произведения, составления режиссерской экспликации.

В широком смысле экспликация от лат. explicatio — объяснение, развёртывание, представляет собой раскрытие сущности того или иного предмета или явления через некоторое многообразие иных предметов и явлений. Экспликация включает в себя исходный отбор, своего рода селекцию признаков, параметров и характеристик, через которые затем осуществляется перенос и замещение свойств от эксплицируемого предмета или явления к эксплицирующим. Экспликация применяется с целью раскрытия или объяснения внутреннего содержания неясного и неточного через внешние по отношению к нему предметы или явления с уже известными свойствами. Тем самым, экспликация позволяет осуществить перевод неясных и неопределённых интуитивных представлений к виду строгих в категориальном и логическом виде понятий; концептуализацию той или иной области, приведение её в целостную систему; обнаружение ранее неочевидных или неявных зависимостей между различными предметами и явлениями.

Режиссерская экспликация – это творческий анализ пьесы, её объяснение и развёртывание на элементы будущего спектакля. Работа режиссера над пьесой или сценарием содержит следующие разделы или направления.

1. Мотивы и режиссерский замысел. В этом разделе необходимо раскрыть основные мотивы создания художественного произведения и суть режиссерского замысла. Чем отвечать на вопрос - зачем создается спектакль, лучше ответить на вопрос - почему его нельзя не создавать.

2. Идейно-тематическое содержание. Включает тему спектакля, его основную идею, жанр, описание основных действующих лиц и конфликта.

Тема представляет собой предмет или проблему, которую автор раскрывает в произведении художественными средствами и адресует зрителю. Тема должна быть сформулирована кратко, конкретно и точно, содержать ответ на вопрос - когда, где и что происходит в спектакле.

Идея должна указывать на основной вывод, который следует из действия. Формулировка идеи обычно содержит указание на причинно-следственные связи между явлениями или событиями.

Жанр спектакля характеризует эмоциональное отношение автора к предмету художественного исследования, реализуемое через систему определенных выразительных средств.

Конфликт является противоречием между изображенными в произведении действующими лицами, которое приводит к противоборству. В спектакле есть носители конфликта, а есть и те, кто его устраняют, воздействуя на сложившуюся ситуацию.

3. Описание действия. Включает сверхзадачу, сценические задачи исполнителей, событийный ряд (или эпизодическое построение) и описание главных мизансцен.

Сверхзадача представляет собой конечную цель, ради которой в зрительской аудитории доказывается идея.

Действие состоит из сцен, действенных фактов, которые в дальнейшем меняют линию поведения действующих лиц и ставят их в обновленные предлагаемые обстоятельства. Действенные факты – это события, которые составляют событийный ряд. Всем событиям принято давать краткое действенное название.

Событийный ряд - последовательность действенных фактов от начала до конца спектакля.

Если сюжет отсутствует, то событийный ряд и сценические задачи исполнителей заменяются на эпизодное построение, т.е. в постановочном плане дается краткая характеристика каждого эпизода. Эпизодное построение представляет собой последовательность эпизодов от начала до конца спектакля, при этом каждый следующий эпизод является смысловым продолжением предыдущего.

Сценические задачи исполнителей включают действия (что делаю), их мотивировку (зачем делаю) и приспособления для развития (как делаю), при этом действие и цель носят сознательный характер, а приспособления возникают в процессе живого общения. Количество сценических задач определяется количеством основных событий.

4. Главные мизансцены. После этого в режиссерской экспликации следует описать основные мизансцены и их режиссерское решение.
3-3. Разработка постановочного плана
Постановочный план представляет собой режиссерскую разработку спектакля и создается в формате, удобном для последовательного раскрытия и описания элементов режиссерского замысла.

1. Сценографическое решение. Включает планировку декораций чертеж расположения на сценической площадке декораций различных конструкций и других элементов материальной среды, световое решение, звук, проекцию и другие особенности сценографии, сочетание элементов спектакля.

Сценографическое решение может готовиться в различных вариантах, таких, например, как эскизный проект; эскизы общего решения спектакля; макет (модель); эскизы мебели, реквизита, световой аппаратуры (бытовых светильников); эскизы элементов декораций, подлежащих художественной росписи (обработке); эскизы костюмов персонажей; эскизы костюмов персонажей в мизансценах; эскизы грима и постижерских изделий; эскизы головных уборов; эскизы обуви; эскизы аксессуаров костюмов; выкраски и фактура материалов; габаритные чертежи-планы, фронтальные проекции, разрезы декораций; описи деталей оформления и др.

2. План репетиций. Включает описание последовательности репетиций с указанием формата, продолжительности состава участников. Необходим для последующего календарного планирования по датам и согласования с составом актеров и других задействованных для проведения репетиций творческих работников.

3. Дизайн промо материалов. Эскизы афиши спектакля, программы, пригласительного билета и других визуальных материалов, работающих на продвижение спектакля и передающих его атмосферу.

Работа над планировкой спектакля начинается с предварительной планировки спектакля. На этой стадии определяется принципиальное размещение декораций как жестких, располагающихся на планшете сцены, так и подвесных (мягких и жестких), на основании эскизов художника-постановщика. В предварительной планировке выявляются габаритные размеры, проверяются видимые игровые точки из зрительного зала, определяется общие монтировочные решения будущего спектакля. И уже после этого разрабатывается рабочая планировка спектакля, в которой творчески соотносятся технические и технологические возможности сцены и замысла, осуществляемого в макете спектакля.

Макет может изготавливаться различными способами: макет-прирезка, макет – черновая выгородка, чистовой макет, макет–модель и виртуальный 3D макет, изготовленный при помощи компьютерных технологий.
3-4. Формирование творческой группы
Следом за созданием сценического варианта пьесы режиссер формирует постановочную группу, определяя кандидатуры художника-сценографа, художника по костюмам, композитора, балетмейстера, ассистента режиссера, художника по свету, постановщика сценического движения, драк и боев, хормейстера, автора текстов песен и т. д.

Одновременно режиссер намечает актеров-исполнителей – производит распределение ролей, и назначает помощника режиссера, отвечающего за техническую организацию репетиционно-постановочного процесса и фиксацию всех этапов работы над спектаклем.

Исходя из общего объема работ и подготовленных эскизов, при непосредственном участии режиссера составляется предварительная финансовая смета спектакля, в том числе – на изготовление материальной части.

Итоги творческой разработки спектакля могут быть оформлены в виде краткой презентации, которая будет адресована всей команде проекта и использована для внешних контактов по проекту. На титульном слайде указывается название спектакля. Далее в резюме презентации указывается, кто является автором идеи и инициатором создания спектакля. Затем раскрывается основная идея и цель создания спектакля, а также его миссия – почему необходим такой спектакль. Следующий слайд должен кратко раскрыть сюжет, с акцентом на драматургическое решение и с указанием литературной основы и её автора. Затем указывается потенциальная целевая аудитория спектакля, кому он будет адресован в первую очередь. Следующий слайд может быть посвящен сценической площадке и атмосфере, которую необходимо создать путем декораций, реквизита, света, звука, проекции и, возможно, трансформации пространства «актер – зритель». Далее раскрываются основные идеи относительно творческой группы, создателей и исполнителей спектакля. Затем представляются общие художественные и стилистические решения, которые предполагается использовать для достижения цели. И, наконец, на финальном сладе можно раскрыть основные идеи относительно масштаба и уникальности будущего проекта, чтобы окончательно убедить коллег в необходимости работы над проектом. Такая презентация сможет дать всей команде необходимое представление о будущем спектакле.

»
Термины
ЖАНР ПЬЕСЫ
эмоциональное отношение автора к предмету художественного исследования, реализуемое через систему определенных выразительных средств.
ИДЕЯ ПЬЕСЫ
основной вывод, который следует из повествования.
КОНФЛИКТ
противоречие между изображенными в произведении действующими лицами.
МИЗАНСЦЕНА
(фр. Mise en scène — размещение на сцене) — расположение актёров на сцене в тот или иной момент спектакля.
ПЛАНИРОВКА ДЕКОРАЦИЙ
это чертеж расположения на сценической площадке декораций различных конструкций и других элементов материальной среды.
ПОСТАНОВОЧНЫЙ ПЛАН
режиссерская разработка спектакля.
РЕЖИССЕРСКАЯ ЭКСПЛИКАЦИЯ
творческий анализ пьесы, проводимый режиссером с целью её объяснения и развёртывания на элементы будущего спектакля.
СВЕРХЗАДАЧА
конечная цель, ради которой в зрительской аудитории доказывается идея.
СОБЫТИЕ
это действенный факт, который в дальнейшем меняет линию поведения действующих лиц и ставит их в обновленные предлагаемые обстоятельства.
СОБЫТИЙНЫЙ РЯД
последовательность действенных фактов от начала до конца спектакля.
СЦЕНИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
действие, его мотивировка и развитие.
СЮЖЕТ
это последовательность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения.
ТЕМА ПЬЕСЫ
проблема или предмет, раскрываемый автором в художественном произведении.
ЭПИЗОД
(греч. ἐπεισόδιον – вставка) - составная часть сюжета литературного произведения или спектакля, имеющая самостоятельное повествовательное значение.
ЭПИЗОДНОЕ ПОСТРОЕНИЕ
последовательность эпизодов от начала до конца спектакля.

»
Контрольные вопросы
1. Какую роль на этапе разработки идеи спектакля играет продюсер?

2. Каким образом продюсер может исследовать вкусы и предпочтения зрительской аудитории?

3. По каким критериям отбирается идея спектакля?

4. Для чего необходима режиссерская экспликация?

5. Как формируется творческая группа?

»
Литература
1
CREATING THE PERFORMANCE: A MANUAL FOR THEATRE DIRECTORS. Odiri S. Ejeke, 2012. ISBN: 978-123-080-0.

Смотреть здесь


»
Задание 1
Идея спектакля
Совместно с режиссером подберите идею будущего спектакля. Заполните Google форму.
Задание 2
Режиссерская экспликация
Организуйте разработку режиссерской экспликации будущего спектакля. Посмотрите форму, а затем заполните совместно с режиссером Google форму.
Задание 3
Макет и эскизы
Совместно с режиссером и художником постановки подготовьте макет и эскизы будущего спектакля.
Задание 4
Творческая группа
Совместно с режиссером определите состав творческой группы будущего спектакля.