ТЕМА 1
Профессия "продюсер"
Работа продюсера требует точного понимания профессии, обсуждения необходимых компетенций, установления её сходства и различий с другими, смежными профессиями, такими как менеджер и антрепренер. Как будет ясно из содержания этой главы, продюсер занимается созданием своего собственного продукта и его последующей реализацией, тогда как менеджер управляет творческим проектом, а антрепренер продвигает и продает творческий продукт, созданный без его участия.

»
Тексты

»
1-1. Становление театрального продюсирования
Если признать, что продюсер — особая профессия, то для ее осмысления важно понять истоки явления, породившие его корни. Это требует исторического экскурса, особенно если учесть, что в России профессия зарождалась дважды, в первое и последнее десятилетия ХХ века.

На рубеже XIX и XX веков впервые возникла и сразу же была удовлетворена потребность в новых формах соединения произведений искусства с их потребителями, в организации «рынка искусства». До начала эры «массовой культуры» все виды искусства либо имели традиционные, использовавшиеся столетиями институциональные формы (театр, цирк), либо, по всеобщему мнению, не нуждались в таковых — как творчество художника, композитора или поэта. С конца XIX века, с одной стороны, произведения искусства оказались тиражируемы, количество произведений искусства всех видов резко увеличилось; с другой стороны, огромная масса произведений искусства стала выпускаться с расчетом на массовое потребление.

Новыми явлениями в культурной жизни выступили система организации потребления культуры и инициация спроса на произведения искусства. Между искусством и публикой потребовался посредник. Это и обусловило социальный заказ на появление продюсера как профессионала в данной сфере деятельности.

Строго говоря, необходимость посредника выявилась как некое новое качество для художественной культуры в целом и для тех видов искусства, которые ранее не имели институциональных форм. Для сценического искусства, всегда развивавшегося в определенных организационных формах и нуждавшегося в привлечении аудитории в том или ином виде, такой посредник был всегда. В России таким посредником был театральный антрепренер. Но к концу XIX века время стало выдвигать новые требования. Параллельно с антрепренерством стало возникать продюсирование. Вычленение новой профессии, ее исторические корни можно проследить при сопоставлении деятельности двух крупных фигур отечественного театра — Михаила Лентовского и Сергея Дягилева.

Михаил Лентовский был театральным антрепренером нового типа, не замыкавшимся в узких традиционных рамках. Создавая сад Эрмитаж, он пришел к идее организации комплексного культурного предложения ради воплощения своей театральной мечты. Все, что Лентовский делал «вокруг театра», он делал для театра, для привлечения аудитории. Лентовский оставался театральным антрепренером, но развитие художественной культуры вызывало к жизни новый тип посредника.

Одна из наиболее ярких фигур в российской художественной жизни, воплотившая этот вызов времени, — Сергей Дягилев. Он первым организовал специальные разовые публичные художественные акции, получившие позднее название «проект».

«Русские сезоны в Париже» были театральным начинанием принципиально нового типа. Говоря современным языком, «Русские сезоны» это не антреприза, а совокупность проектов. При этом Дягилев шел за вкусами публики, но теми, которые станут модальными (господствующими) завтра. Именно поэтому С. Дягилев предстает перед последователями и потомками как представитель новой, еще не совсем осмысленной нами профессии. Конечно, Дягилев себя продюсером не называл. Термин этот, уже употребляемый и раньше в Англии по отношению к театральному делу, еще не был в широком ходу. Но, подчеркнем еще раз, Дягилев был одним из первых, кто заложил основы профессии, по-настоящему востребованной только через несколько десятилетий.

Возникнув в начале XX века как следствие зарождающихся социально-культурных изменений, продюсирование некоторое время «искало себя». Хотя уже в деятельности первых профессиональных продюсеров проявили себя все черты и свойства этого вида деятельности. Становление продюсирования отвечало течению культурного процесса, откликалось на требования потребителей художественной культуры. Если в 1930-х—1960-х годах продюсирование наиболее активным было в кино, а с середины XX века — в шоу-бизнесе, то сегодня наиболее востребованным продюсирование оказывается там, где соединяются разные виды искусств, где наиболее ярко проявляются художественные достоинства личности, то есть в культурных проектах.
1-2. Кто развивал профессию продюсера
Следует в самом начале этого курса назвать имена тех, кто внес огромный вклад в становление в России профессии театрального продюсирования.

Дадамян Геннадий Григорьевич (1938 -2016)- кандидат экономических наук, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, создатель и директор Высшей школы деятелей сценического искусства при ГИТИСе МК РФ.

Левшина Елена Александровна (1943 — 2007) - доктор искусствоведения, профессор. Была генератором идей, которые воплощались при её активном участии: открывались театры, организовывались фестивали, ассоциации, реализовывались проекты, выпускались книги. По ее инициативе был придуман и впервые осуществлен в 2004 году первый в мире интернет-фестиваль «Театральная паутина».

Орлов Юрий Матвеевич - доктор искусствоведения, профессор, научный руководитель кафедры менеджмента сценических искусств. Участвует в продюсерских театральных проектах и в практической театральной деятельности, в организации театральных фестивалей в ряде городов России, фестивалей филармонического искусства за рубежом, организовывал гастроли театров и отдельных спектаклей.

Сорочкин Борис Юрьевич (1926–2009) - заслуженный работник культуры РСФСР, профессор, один из самых авторитетных специалистов в области экономики культуры в нашей стране, человек, с которым связана целая эпоха. Внес огромный вклад в процесс реформирования отрасли культуры, развитие законодательства в этой сфере, разработку новых методов управления творческими организациями, подготовку для них профессиональных кадров.

Юфит Анатолий Зиновьевич (1925-1978) - российский театровед, доктор искусствоведения, театральный критик, профессор Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Главной заслугой Юфита было создание лаборатории экономики и организации театрального дела и специальности организаторов театрально-концертного дела.
1-3. Основные характеристики продюсера
Формируемое научно-техническим прогрессом расширение культурного предложения и возникшая в этой связи необходимость привлечения новой аудитории предопределили поиск механизмов взаимодействия с публикой. Любой человек остается доволен культурным потреблением, если удовлетворены его запросы, может быть даже и нехудожественные. Вот эта способность художественной культуры удовлетворять, в том числе, и нехудожественные запросы и позволяет привлекать широкую аудиторию. Среди множества специалистов, создающих культурные ценности, должен быть такой, который умеет понять, почувствовать, подсказать, какие именно социальные ожидания характерны для данного времени и какими средствами художественной культуры их можно удовлетворить.

Отметим, что такого рода механизм необязательно сопряжен с художественной низкопробностью. Мы недалеко ушли от того времени, когда наш отечественный, советский тогда еще, театр, выступая, по словам А. Вознесенского, «прорабом перестройки», удовлетворял общественную потребность в выражении определенной гражданской позиции, причем многие из спектаклей были достаточно эстетически интересными. Через десять лет водевили и мелодрамы, заполнившие отечественную сцену, удовлетворяли общественную потребность в рекреации, в отвлечении от ежедневных бытовых сложностей.

Почувствовав, какие именно нехудожественные запросы можно удовлетворять художественными средствами, необходимо понять, какие выразительные средства, стилевые направления будут понятны и приняты этим слоем публики, вызовут его интерес и принесут массовый успех художественному произведению. Безусловно, таким провидцем может быть создатель произведения. Но необязательно только и единственно он. Тогда эта личность и будет называться продюсером.

Первая важнейшая профессиональная характеристика продюсера — умение «слышать время», вторая — умение понимать публику. Соединяясь, эти два умения позволяют продюсеру выполнять свою основную функцию — оценить потенциал художественной идеи. Это он, продюсер, знает и понимает, что будет востребовано временем. В этом случае продюсер должен определить, кто именно в состоянии воплотить задуманный проект в адекватной художественной форме. Поэтому третья профессиональная характеристика продюсера — умение чувствовать творческий потенциал художника. Памятуя, что театральный спектакль создается совместными усилиями специалистов разных профессий, высказанный выше тезис можно трактовать расширительно — важно умение объединить профессиональный потенциал разных специалистов и эффективно его использовать.

Профессиональное общение продюсера не ограничивается сотрудничеством с теми, кто работает на его проекте. У продюсера много партнеров. Известная мысль А. Хайека, что каждый предприниматель наделен уникальным провидением в процессе принятия решений, относится к продюсеру непосредственно [2]. Отличие же продюсера от любого другого предпринимателя в том, что он должен одинаково свободно обладать художественной, социальной, социально-психологической и психологической интуицией. Любой продюсерский проект — риск. Но если продюсер решился, выбрал идею, пригласил сотрудников, нашел деньги, словом, начал проект, дальше — до момента выпуска спектакля — он действует по трезвому расчету.

К продюсеру, прежде всего, относится тезис о том, что он профессионально должен одинаково свободно владеть двумя типами мышления: уметь конструктивно принимать решения, воспринимать и обрабатывать формализованную информацию, но также легко владеть и образным видением мира, чувствуя природу.
Личностная составляющая становится, таким образом, важнейшим элементом профессии. Из приведенной в работе системы аргументов видно, что продюсирование — это вид деятельности, имеющий большие перспективы в XXI веке.
1-4. Отличительные особенности профессии
Отметим, что имеется существенное различие между понятиями «менеджер», «антрепренер» и «продюсер».

К функциям менеджера в первую очередь относят организацию деятельности фирмы (отдела, цеха и т. п.) и связанное с этой организацией руководство персоналом. Практически всегда менеджер — наемный работник со строго определенными и закрепленными должностной инструкцией обязанностями.

Антрепренер — предприниматель, то есть деятель, который видит в бизнесе поле приложения своего творческого потенциала. Антрепренерами называют тех, кто занимается прокатом спектаклей, кто открыл новый театр на свой страх и риск, кто помогает самовыражению творческой группы. Если же стараться установить строгое применение понятий, надо отдать себе отчет в том, что антрепренер — это человек, ведущий постоянное театральное дело. Театральный антрепренер далеко не всегда собственник. Но он всегда ведет дело — это самый существенный признак его профессии. Всякий антрепренер — менеджер, но далеко не всякий менеджер — антрепренер.

Продюсер — производитель. Он производит разовый проект, в результате которого появляется продукт или набор продуктов. Однажды возникшая идея проведения отдельного мероприятия или создания спектакля продюсером всесторонне продумывается, взвешивается и реализуется. Продюсер планирует будущую акцию, ищет сподвижников по ее осуществлению, находит деньги, необходимые доя воплощения замысла в жизнь, руководит всеми работами, предусмотренными технологией, занимается рекламой и т. д. При этом он принимает на себя весь финансовый, психологический и социальный риск. Значит, продюсер — это предприниматель, специализирующийся на реализации комплексных проектов, результатами которых являются разного рода продукты культурного потребления. Не случайно продюсирование наиболее широко распространено в кинопроизводстве, где съемка фильма — всегда разовый проект. По характеру труда любой продюсер — антрепренер, но отнюдь не любой антрепренер — продюсер. Нередко продюсер производит продукт (выпускает спектакль) и передает его «эксплуатацию» (прокат) в руки антрепренера. Если антрепренер вмещает в себя менеджера, то продюсер вмещает в себя антрепренера.

Продюсер сам может быть автором художественной идеи, может разделить увлеченность художника, но, в любом случае, в основе его деятельности лежит новое художественное качество, творческий прорыв, который он поддерживает и организует. Продюсер понимает художника, но в не меньшей степени он умеет понять интересы публики. Продюсер дает путевку в жизнь новому именно потому, что он способен соединить тех, кто умеет это делать, с теми, для кого это делается. XX век знает примеры «делания звезд», и все эти примеры связаны прежде всего с именами продюсеров.

»
Успешный продюсер обладает даром предвидения. Иначе и быть не может. Продюсер трезвым взглядом оценивает то, что происходит сегодня, что востребовано, что интересно, и как провидец заглядывает далеко вперед. Он видит и слышит будущее, предугадывая то, что предпочтет публика через полгода, год и больше. Это необходимо ему и для генерации идеи проекта, и для планирования будущих кассовых сборов. Если, конечно, продюсер нацелен создать не легкий продукт-однодневку, а что-то вечное, долгоиграющее.
Леонид Роберман
Театральный продюсер

»
Термины
МЕНЕДЖЕР
управленец, в задачи которого входит организация эффективной работы всех участков театрального процесса и привлекаемого персонала.
АНРЕПРЕНЁР
предприниматель, деятельность которого связана с реализацией доходных проектов и получением прибыли в области театрального дела.
ПРОДЮСЕР
производитель, который реализует собственный проект, обеспечивая сочетание творческой, технологической, технической, организационно-управленческой и предпринимательской составляющих при создании нового спектакля.
ИМПРЕСАРИО
в некоторых странах частный предприниматель, организатор зрелищных предприятий или агент какого-либо артиста, действующий от его имени и заключающий для него контракты.
УСТРОИТЕЛЬ
Лицо, устраивающее или устроившее что-нибудь, преимущественно зрелище, представление, концерт, спектакль.

»
Контрольные вопросы
1. Какая из профессий больше подходит для организации театрального фестиваля? (продюсер, антерпренер, менеджер, устроитель, импресарио)

2. Какая из профессий больше подходит для организации гастролей циркового представления? (продюсер, антерпренер, менеджер, устроитель, импресарио)

3. Какая из профессий больше подходит для организации приема по случаю юбилея театра? (продюсер, антерпренер, менеджер, устроитель, импресарио)

4. Какая из профессий больше подходит для создания музыкального спектакля? (продюсер, антерпренер, менеджер, устроитель, импресарио)

5. Какая из профессий больше подходит для заключения контракта от имени актера? (продюсер, антерпренер, менеджер, устроитель, импресарио)

»
Литература
1
Смелянский Д. Я. Продюсер в театральном процессе России, организационно-творческий аспект
Автореферат на соискание научной степени кандидата искусствоведения. Специальность 17.00.01. Защита - 2000 г.
2
Хайек Ф. Общество свободных
3
Профгид: Продюсер
Сложности и прелести работы продюсера: музыкального, театрального, телевизионного...

https://www.profguide.io/professions/produser.html