РАНХИГС, ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
ШКОЛА ДИЗАЙНА
Стратегический менеджмент
Учебный курс в рамках образовательной программы магистратуры «Управление в арт-бизнесе» по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент».
Программа курса
1
Основы стратегического менеджмента
Что такое стратегический менеджмент. История возникновения теории и методов. Стратегическое планирование и стратегическое управление.
Задание 1. Идея стартапа.
Перейти к теме 1
2
Стратегия: базовые модели и подходы
Базовые модели и методы обоснования стратегического выбора. Модель креативно-инновационного пространства.
Задание 2. Модель КИП.
Перейти к теме 2
3
Прогнозирование
Методы прогнозирования. Три вида будущего. Тренды, форматы, вызовы, технологии. Форсайт-сессия. Дестинационная сессия.
Задание 3. Образ будущего.
Перейти к теме 3
4
Целеполагание
Целеполагание. Миссия, видение и цели развития организации или проекта. Джект-анализ. Технология OKR для разработки целей и ключевых результатов.
Задание 4. OKR.
Перейти к теме 4
5
Стратегический анализ
Оценка текущего состояния бизнеса и перспектив его развития. Стратегический анализ внутренней и внешней среды. Исследование рынка и потребителей. Оценка конкурентоспособности.
Задание 5. Джект-анализ.
Перейти к теме 5
6
Разработка стратегии
Стратегические инициативы. Оценка ресурсов и выгод. Составление короткого списка стратегических инициатив.
Задание 6. Стратегические инициативы.
Перейти к теме 6
7
Стратегическое планирование
Календарное планирование реализации стратегии и составление дорожной карты. Согласование позиций стейкхолдеров.
Задание 7. Дорожная карта.
Перейти к теме 7
8
Реализация стратегии
Функциональные стратегии. Управление изменениями и реформами. Команда роста. Работа с сообществами и стейкхолдерами.
Задание 8. Команда роста.
Перейти к теме 8
9
Творческий проект как КИП
Разработка и «упаковка» собственного проекта. Требования к проекту. Аналитика, расчеты, публичная презентация и защита.
Задание 9. Презентация проекта.
Перейти к теме 9

»
ПЛАН ЗАНЯТИЙ
Syllabus
3 сентября - тема 1. Основы
10 сентября - тема 2. Модели
17 сентября - тема 3. Прогноз
24 сентября - тема 4. Цель
1 октября - тема 5. Анализ
8 октября - тема 6. Инициативы
15 октября - тема 7. Дорожная карта
22 октября - тема 8. Команда
29 октября - тема 9. Презентация
5 ноября - Защита
12 ноября
- экзамен

1
тема 1
Основы стратегического менеджмента
Что такое стратегический менеджмент. История возникновения теории и методов. Стратегическое планирование и стратегическое управление.
Задание 1. Идея стартапа
Необходимо выбрать идею для стартапа и заполнить форму.

2
тема 2
Стратегия: базовые модели и подходы
Базовые модели и методы обоснования стратегического выбора. Модель креативно-инновационного пространства.
Задание 2. Модель КИП
Необходимо описать креативно-инновационное пространство. Его название, целевую функцию и основные элементы. Заполнить форму.

3
тема 3
Прогнозирование
Методы прогнозирования. Три вида будущего. Тренды, форматы, вызовы, технологии. Форсайт-сессия. Дестинация.
Задание 3. Образ будущего
На основе дестинации и обсуждения НАФтов постройте комфортный для себя образ будущего и поместите в него свой проект в категориях КИП.

4
тема 4
Целеполагание
Целеполагание. Миссия, видение и цели развития организации или проекта. Технология OKR для разработки целей и ключевых результатов.
Задание 4. OKR
Составить OKR (определить цели и ключевые результаты проекта).

4
тема 5
Стратегический анализ
Оценка текущего состояния бизнеса и перспектив его развития. Стратегический анализ внутренней и внешней среды. Исследование рынка и потребителей. Оценка конкурентоспособности.
Задание 5. Джект-анализ
Провести джект-анализ своего проекта. Определите объект, цель, основных субъектов, их ресурсы и ценности, описать проект в категориях джекта.

6
тема 6
Разработка стратегии
Стратегические инициативы. Оценка ресурсов и выгод. Составление короткого списка стратегических инициатив.
Задание 6. Стратегические инициативы
Разработать стратегические инициативы, описать и оценить их.

7
тема 7
Стратегическое планирование
Календарное планирование реализации стратегии и составление дорожной карты. Согласование позиций стейкхолдеров.
Задание 7. Дорожная карта
Составить дорожную карту для своего проекта.

8
тема 8
Реализация стратегии
Функциональные стратегии. Управление изменениями и реформами. Команда роста. Работа с сообществами и стейкхолдерами.
Задание 8. Команда роста
Разработать задания по функциональным областям для команды роста.

9
тема 9
Творческий проект как КИП
Разработка и «упаковка» собственного проекта. Требования к проекту. Аналитика, расчеты, публичная презентация и защита.
Задание 9. Презентация проекта
Составить презентацию своего проекта.
Литература
1. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. Зуб А. Т. — M.: Аспект Пресс, 2002.

2. Стратегический менеджмент: Курс лекций. Маркова В. Д., Кузнецова С. А. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999.

3. Стратегический менеджмент / Под ред. Петрова А. Н. — СПб.: Питер, 2005 (Серия «Учебник для вузов»).

4. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. П. Голубков. — М.: Издательство Юрайт, 2015. Серия: Бакалавр. Академический курс.

5. Стратегический менеджмент: курс лекций / С. А. Хомич. – Минск: БГУ, 2012.

6. Ресурсы и ценности: Методология прорыва / И. С. Карпушкин, О. В. Иванов. — М.: Издательские решения, 2019. Скачать в Ridero

7. Креативно-инновационные пространства. И. С. Карпушкин, О. В. Иванов. М.: ЛитРес: Самиздат, 2019. Ссылка на Литрес

»
Авторы курса
Олег Валентинович Иванов
Преподаватель
Российский учёный, эксперт, аналитик в области культуры и кинематографии. Директор Центра исследований культурной среды философского факультета МГУ им. Ломоносова. Доцент школы дизайна ИОН РАНХиГС. Кандидат физико-математических наук.
Иван Сергеевич Карпушкин
Соавтор курса
Эксперт по развитию территорий и социальным проектам, руководитель Евразийского центра территориального развития им. П.А. Столыпина.